Режим ЧС в экономике может вводиться без согласия парламента в следующих случаях:
- индекс потребительских цен повышался три месяца подряд на 3,5% по сравнению с предыдущим месяцем;
- уровень внешнего долга по отношению к ВВП превысил 20% от установленного предела;
- в течение трех месяцев на 20% снизились показатели экономических отраслей, составляющих ВВП;
- в течение трех месяцев на 20% сократились показатели внешнеторгового оборота или снизились налоговые сборы;
- значительное ухудшение инвестиционного климата, отток внешних инвестиций достиг 20% за два квартала;
- возникновение ЧС природного характера, которые нанесли существенный урон экономике страны.
В своем выступлении замглавы председателя кабмина, министр экономики и финансов Акылбек Жапаров обратил внимание на сложную экономическую ситуацию в Кыргызстане. В свою очередь депутат Дастан Бекешев отметил, что нынешнее положение страны уже позволяет ввести режим особого регулирования в экономике. «Я так понимаю, что этот закон нужен, чтобы его принять и тут же ввести режим ЧС в экономике. Даже не придется обращаться в парламент», — сказал он, добавив, что законопроект просто расширяет полномочия кабмина.
Некоторые экономические эксперты настороженно отнеслись в принятому законопроекту, считая, что он позволяет государству бесконтрольно регулировать бизнес в Кыргызстане. Так, бизнес-омбудсмен республики Робин Орд-Смит отмечает, законопроект содержит нормы, «которые потенциально могут оказать негативное влияние на субъекты бизнеса и экономику страны в целом». Орд-Смита ставит под сомнение прозрачность и обоснованность предлагаемых мер, которые позволят кабмину вводит дополнительные обязательства для налогоплательщиков и изменять процедуры по налоговому администрированию.
Представитель Ассоциации поставщиков Киргизии Гульнара Ускенбаева раскритиковала спешность принятия законопроекта: «Бизнес всегда настороженно относится к таким изменениям. Например, был у нас ЧП, были широкие полномочия у правительства. Реальной помощи бизнесу не было оказано, было лишь давление. [...] Поэтому мы насторожено смотрим на такое нововведение. Меня, как гражданина, настораживает, когда за один день в 3-х чтениях принимаются такие серьезные законы».
«Вмешательство государства в бизнес чревато. В этом случае всегда нужно взвешивать риски и выгоды. В условиях Кыргызстана, когда у нас коррумпированные госорганы и большое недоверие предпринимателей к госрегулированию, необходимости в таком законе я не вижу. Законопроект еще больше снижает роль парламента. Расходование госбюджета требует двойного, тройного контроля. Без согласования с парламентом спешное распределение казенных денег может не только увеличить и без того имеющиеся коррупционные риски, но допустить неэффективное распределение госсредств»,— считает экономист Азамат Акенеев.
Ранее в Антикоррупционном деловом совете (АДС) при президенте Кыргызстана также заявляли, что введение режима ЧС в экономике противоречит политике президента по созданию благоприятных условий для развития бизнеса и повышает коррупционные риски.