Электронные платежи использовали менее 42% узбекистанцев, что тоже говорит о невысокой популярности данного финансового инструмента. А доля граждан, хранящих средства в банках или имеющих мобильный денежный счет, не превышает 3%.

Кроме того, эксперт IFC по финансированию Мари-Поль Клаес подчеркнула, что потребность среднего бизнеса в займах и кредитах составляет почти $12 млрд. Такой спрос, по данным ЦБ, наблюдался в 2021 году, его создавали 5,5 млн предприятий, нуждающихся в дополнительных вливаниях.

«Аппетиты» среднего бизнеса удовлетворены на 47%. При этом в основном подобные услуги оказывают государственные банки — их доля составляет 83%, а частники контролируют лишь около 17% рынка. Ломбарды и микрофинансовые организации практически не участвуют в процессе. Это говорит о том, что система кредитования находится в зарождающемся состоянии, делает вывод представитель МФК.

Продолжая тему доступности кредитов для предпринимателей, Клаес предоставила ряд рекомендаций по улучшению ситуации. В их числе:

? повышение эффективности транзакционных банковских продуктов для удовлетворения потребностей среднего бизнеса;

? создание и распространение более эффективных каналов кредитования;

? диверсификация плана финансовой стабильности (FSP) и продуктов, которыми могут воспользоваться компании среднего размера;

? расширение интеграции, обмена и качества данных;

? уменьшение стоимости данных и цифровых платежей.

 

fergana.agency