Человек пошел на работу, по пути отметил свое местоположение в американском Instagram вместе с фото в лифте, отправил корпоративный отчет через систему документооборота немецкой Sap, провел совещание в китайском Zoom, работал на компьютере с американской Windows, потом заказал обед в испанском Glovo, конечно отправив туда данные своей карточки, а пока обед едет, стал писать в чате американского WhatsApp:
- Я против того, чтобы платформа Сбера собирала наши персональные данные!!!
Все это время, его американский iPhone сохранял все отправленные данные и отмечал его местоположение для сервера. Не говоря уже про подключенный удаленно микрофон ?

Очень я удивлен настроениями в соцсетях. У людей память как у золотой рыбки – ведь они защищают разработчиков:
• Egov, которая в прошлом году при получении пособия в 42 500 тенге легла намертво и пришлось использовать Телеграм-бота. Вы же ее и ругали то ?
• Системы СНТ, которые уже 5 раз пытались запустить, и она каждый раз валится, поэтому приходится слать накладные через чаты и в бумажном виде
• Кабинета налогоплательщика, который виснет каждый год перед последней датой сдачи отчетов
• Приложения «Damumed», которая позволяет делать кучу приписок
• Приложения для штрафов, где постоянная путаница с оплатой

И ладно бы этих разработчиков полностью лишали работы – нет, просто у них теперь будет счета идти на использование элементов готовой платформы, а не разработку с нуля. Никто у них кусок хлеба из рта не вытаскивает, просто там слой икры будет потоньше. Я уже не говорю про 100% государственное АО «НИТ» - там тоже сокращений персонала с 3500 человек, наверное, не будет. Поэтому чего люди у нас воюют за то, чтобы кто-то получил больше прибыли и купил на них новую «Теслу» - я не сильно понимаю.

Более того, надо понимать, что платформа Сбера – это набор разных программ, которые можно использовать для построения своих систем, а не прямо как некоторые воображают переезд Egov на сайт Сбербанка ?

Более того, там открытый код, так что специалисты ГТС КНБ смогут все просмотреть и оценить безопасность. У вас всех на компе стоит Windows и Office с закрытым программным кодом, который может действовать как хочет, и вы его не контролируете. Но вы же по этому поводу не беспокоитесь?

Ну а я как член МВРГ по качеству госуслуг могу сказать, что в государственных инфосистемах есть большие проблемы с надежностью при больших нагрузках, то есть, когда много пользователей, совместимостью друг с другом, ну и быстродействием. И это не решается годами – у нас цифровизация госуслуг застыла на уровне 80-90% и дальше она не идет, потому технически уже не решается проблема.

Наши айтишники делали системы для госорганов в идеологии начала века, когда не было такого проникновения интернета и такой посещаемости сайтов, я уже не говорю про экосистемный подход, поэтому надо начинать новую главу в развитии. Потому что, когда прокурор на обработку одного обращения тратит до 30 минут, хотя это фактически как работа с электронной почтой, это недопустимо.

Так что, я думаю, пусть переделывают всю систему под единую платформу, где все будет совместимо друг с другом. Оно и работать будет лучше и в конце концов сократятся затраты на поддержание.

PS. Тут некоторые пишут про Каспи – ну так ключевую роль в трансформации банка сыграл инвестиционный фонд Baring Vostok Capital Partners, зарегистрированный на острове Гернси и базирующийся в Москве. Причем он использовал подход, который раньше применял к Яндексу, Озону, Тинькофф банку и 1С. Так что не там беспокоитесь