Эксперты Международной финансовой корпорации (МФК, IFC) подсчитали, что более 90% взрослого населения Узбекистана не обладают доступом к официальному кредитованию. Такие сведения содержатся в документах, подготовленных сотрудницей организации Мари-Поль Клаес, они посвящены состоянию макробизнеса, малых и средних предприятий в республике. Об этом сообщает Spot.uz, ссылаясь на презентацию IFC.

Специалисты оперировали данными статистического агентства при президенте Узбекистана. Согласно информации ведомства, с 2017 по 2021 годы доля жителей страны, бравших кредит в зарегистрированных финансовых учреждениях, выросла почти в три раза — с 2,36% до 7,49%. Причем количество женщин, воспользовавшихся банковской услугой, не превышает 5%.

Эксперты подчеркнули низкие значения по числу владельцев банковских счетов. Так, несмотря на рост цифр в сравнении с 2017 годом, в 2021-м показатель не достиг и 45% от общего количества граждан старше 15 лет.

Электронные платежи использовали менее 42% узбекистанцев, что тоже говорит о невысокой популярности данного финансового инструмента. А доля граждан, хранящих средства в банках или имеющих мобильный денежный счет, не превышает 3%.

Кроме того, эксперт IFC по финансированию Мари-Поль Клаес подчеркнула, что потребность среднего бизнеса в займах и кредитах составляет почти $12 млрд. Такой спрос, по данным ЦБ, наблюдался в 2021 году, его создавали 5,5 млн предприятий, нуждающихся в дополнительных вливаниях.

«Аппетиты» среднего бизнеса удовлетворены на 47%. При этом в основном подобные услуги оказывают государственные банки — их доля составляет 83%, а частники контролируют лишь около 17% рынка. Ломбарды и микрофинансовые организации практически не участвуют в процессе. Это говорит о том, что система кредитования находится в зарождающемся состоянии, делает вывод представитель МФК.

Продолжая тему доступности кредитов для предпринимателей, Клаес предоставила ряд рекомендаций по улучшению ситуации. В их числе:

? повышение эффективности транзакционных банковских продуктов для удовлетворения потребностей среднего бизнеса;

? создание и распространение более эффективных каналов кредитования;

? диверсификация плана финансовой стабильности (FSP) и продуктов, которыми могут воспользоваться компании среднего размера;

? расширение интеграции, обмена и качества данных;

? уменьшение стоимости данных и цифровых платежей.

 

fergana.agency